ФГОС
Нормативные документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ МОиН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с Приложением);
План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (Российская Федерация).
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реали-зации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) обра-зовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С офици-альным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно позна-комиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht
С чем связано введение ФГОС ДОУ
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержа-ния дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация до-школьного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспи-танников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, обществен-ности) и направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в полу-чении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образо-вания на основе единства обязательных требований к условиям реализации обра-зовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации от-носительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуе-мых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастны-ми и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обще-стве правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллекту-альных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответствен-ности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организаци-онных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способно-стей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивиду-альным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компе-тентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образова-ния, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного обра-зования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы до-школьного образования;
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы до-школьного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является осно-вой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образо-вания не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттеста-ции обучающихся.
Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на
жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивиду-альный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности до-школьного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами дет-ской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду дет-ской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совмест-ная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эф-фективный контекст развития в дошкольном детстве.
Поделиться с друзьями: